Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Пятница, 29 марта
Услуги
Аудит
Управленческое консультирование
Государственный консалтинг
Финансовое консультирование
Информационные технологии
Налоговое и правовое консультирование
Кадровый консалтинг
Учебный центр
 

Государственный консалтинг


Проекты по содействию в реформировании Министерства путей сообщения и ОАО «Российские железные дороги»

В период становления рыночной экономики в России в конце XX века стало очевидно, что уровень развития железнодорожного транспорта не удовлетворяет требованиям нового времени. Причинами сложившейся ситуации эксперты называли, прежде всего, совмещение в одном органе власти – Министерстве путей сообщения (МПС) – функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности. Как следствие, снижалась эффективность работы всей отрасли: росла степень износа основных фондов, а низкий уровень финансовой прозрачности  препятствовал привлечению инвестиций; повышался спрос на перевозки, однако ассортимент и качество услуг оставались на низком уровне. С каждым годом возрастала угроза потери технологической устойчивости железнодорожного транспорта, что, в свою очередь, уже могло привести к серьезным авариям и катастрофам.
Правительство РФ поставило в повестку дня вопрос о срочном реформировании железнодорожной отрасли. В работе по разработке Концепции и Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте принимали участие специалисты ЗАО «АКГ «Развитие бизнес-систем».
Предложения и рекомендации «РБС» по выбору механизмов реформирования, его основных направлений и методов легли в основу реорганизация железнодорожной отрасли в России. Часть полномочий, функций  и имущества МПС были переданы в ОАО «Российские железные дороги» («РЖД»).
Была внедрена новая система управления ОАО «РЖД», которая позволила повысить степень управляемости предприятия за счет снижения организационной обособленности железных дорог и  усиления функциональных связей с центральным аппаратом ОАО «РЖД»; создать единую логистическую систему закупок, хранения, транспортировки и распределения материально-технических ресурсов по филиалам и структурным подразделениям; осуществлять оперативный контроль за целевым использованием бюджетных средств и сбором доходов; обеспечить финансово-хозяйственную прозрачность деятельности железных дорог и др.
Важным этапом развития ОАО «РЖД» стало внедрение системы бюджетного управления, специально разработанной «РБС» для компании. Система позволяет оптимально использовать материальные, финансовые, производственные, трудовые и инвестиционные ресурсы; повысить финансовую прозрачность и уровень управляемости, вести детальный учет доходов и затрат по видам деятельности, уровням управления, центрам финансовой ответственности. В настоящее время осуществляется опытная эксплуатация Автоматизированной системы бюджетного управления ОАО «РЖД» на сетевом уровне.
Успешно реализованные реформы при экспертном сопровождении специалистов «РБС» дали старт реализации целого ряда новых проектов для нужд железнодорожной отрасли России.
С 2001 года специалистами «РБС» были выполнены более 120 успешных консалтинговых проектов для ОАО «Российские железные дороги» и предприятий железнодорожной отрасли, среди которых разработка системы стратегического управления, реструктуризация организационно-функциональной структуры, создание системы бюджетирования, разработка концепции реформирования локомотивного хозяйства ОАО «РЖД», концепции развития железнодорожных вокзалов, концепции организации высокоскоростных пассажирских перевозок и др.
Сегодня железнодорожная отрасль России – одна из наиболее динамично развивающихся в стране, результаты деятельности которой заметны и населению, и бизнес-сообществу, и государству в целом. Повысилось качество и ассортимент предоставляемых услуг, ведется гибкая тарифная политика, снизился входной барьер на рынок услуг железнодорожного транспорта, увеличились налоговые поступления в бюджет страны, созданы условия для привлечения инвестиций и др.
Сотрудничество «РБС» с предприятиями железнодорожной отрасли России превратилось в долгосрочный партнерский союз. Специалисты компании в настоящий момент продолжают работать над совершенствованием деятельности железнодорожного транспорта РФ, реализуя проекты по разработке оптимального варианта реформирования ОАО "Фран Маас Логистик Шереметьево"; проведению технико-экономического анализа целесообразности реализации Проекта создания железнодорожного транспортного коридора для  ОАО «РЖД» («Kouvolan Yritysmagneetti Ltd.» (Финляндия)); оценке рыночной стоимости парка вагонов-минераловозов (ЗАО «ЭКСТЭС-Транспорт»); Экспертиза финансово-хозяйственной деятельности частных отраслевых компаний (ЗАО «Русский Мир», АО «Сфат Финланд», ООО «ИНКОТЕК-Петротранс», ЗАО «Евросиб СПб - Транспортные системы», АО «Рейлкрафт») и др.

Проект «Анализ подходов к формированию вертикально и горизонтально интегрированных структур (холдингов) в стратегических отраслях и возможности использования этих подходов в российской промышленности»
Заказчик – Администрация Президента РФ.

В начале девяностых годов XX века наша страна вступила в эпоху значительных преобразований, которые касались как смены политических ориентиров, так изменений в хозяйственно-экономической сфере. В создавшихся условиях возникла потребность в смене целей и принятии государственных решений, которые позволили бы перейти на качественно новый уровень развития ведущих предприятий страны, и в частности, в стратегических отраслях промышленности.
Исходя из мировой бизнес-практики, одной из удачных моделей повышения эффективности работы коммерческих организаций в условиях ужесточения конкурентной среды является создание различных по типу интегрированных структур.
Однако в России в те годы целесообразность формирования холдингов в структуре военно-промышленного комплекса ставилась под вопрос. Ситуация осложнялась низким уровнем законодательного регулирования, несовершенством налоговой системы, нестабильностью общественно-политической среды.
Дополнительные ограничения накладывала сама специфика военно-промышленного комплекса, изменения в котором напрямую сопряжены с изменением систем обеспечения безопасности страны. Поэтому все решения должны были отличаться взвешенной позицией, а также тщательной проработкой возможностей и рисков при достижении столь ответственных задач.
По заказу Администрации Президента РФ специалисты РБС выполнили проект, главной целью которого было определение оптимальных путей акционирования предприятий и создания холдингов в стратегических отраслях российской промышленности.
В рамках работы была изучена отечественная практика формирования вертикально и горизонтально интегрированных структур, а также проанализирован зарубежный опыт стран-лидеров на рынке разработки, производства, поставки продукции и услуг военного назначения -  США, Германии, Франции. Кроме того, были разработаны практические рекомендации, которые предлагали порядок действий для решения следующих сопутствующих задач:

  • реструктуризации задолженности предприятий военно-промышленного комплекса, образовавшейся в результате недостаточного и несвоевременного финансирования федеральных целевых программ и государственного оборонного заказа;
  • определение мер государственной поддержки военно-промышленного комплекса, включая финансирование программ и проектов по созданию и производству новой военной техники, современной продукции военного назначения, формирования научно-технического задела по созданию перспективных технологий и образцов продукции военного и гражданского назначения;
  • формирование правовой базы, определяющей вопросы создания системообразующих интегрированных структур в военно-промышленном комплексе и их адаптация к общим условиям корпоративного управления, принятого в других отраслях экономики;
  • оптимизации контроля за деятельностью субъектов военно-промышленного комплекса со стороны государства;
  • привлечение и регулирование частных инвестиций в военно-промышленный комплекс России.

Эксперты РБС провели качественную оценку влияния процессов формирования интегрированных структур на социально-экономическое развитие страны и определили возможности их создания применительно к другим отраслям российской промышленности.
Результаты работ по проекту были использованы при принятии решений по формированию государственной политики в области регулирования деятельности холдинговых структур, а также по созданию в стратегических отраслях России ряда холдинговых структур с участием государства.

Проекты по содействию формированию эффективной государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Повышение безопасности дорожного движения - один из приоритетов государственной политики в современной России, поскольку является важным условием улучшения качества жизни населения. Основные проблемы в этой сфере сегодня связаны, прежде всего, с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества, недостаточной эффективностью системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.  Свой вклад в решение этих проблем вносят как органы власти всех уровней, так и общественные институты, экспертное сообщество.
На протяжении последних 5 лет одним из активных участников процесса формирования эффективной государственной политики в сфере обеспечения безопасности  дорожного движения (ОБДД) является  компания РБС. По мнению ФГУ «Дирекция по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» (далее – Дирекция Программы ПБДД),  специалистов РБС отличает глубокое понимание специфики организации деятельности в области ОБДД, учет лучшего отечественного и международного опыта, эффективное применение адаптированных бизнес-технологий.
По заказу Дирекции Программы ПБДД экспертами компании РБС в 2006-2008 годах был предложен ряд эффективных решений  по вопросам:

  • формирования приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий,
  • оптимизации управления ключевыми процессами в области ОБДД, а также регламентации деятельности основных участников данной сферы;
  • оценки эффективности деятельности субъектов управления в области ОБДД;
  • привлечения негосударственных структур к деятельности по ОБДД;
  • разработки современных информационных решений (средства мониторинга, анализа, прогнозирования, моделирования и др.);
  • создания эффективной системы управления федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» (Программы) на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей; координации деятельности органов власти всех уровней в области ОБДД;
  • мониторинга выполнения Программы, корректировки и ранжирование ее индикаторов,  показателей, мероприятий;

В 2008 году специалисты РБС успешно реализовали более 30 проектов в области ОБДД. Они тематически объединены в 10 комплексных направлений: от формирования моделей управления деятельностью по ОБДД на всех уровнях власти до разработки прикладных решений по организационной и методической поддержке исполнения управленческих функций. Полученные результаты (нормативно-правовые акты, методики, программные продукты и т.д.) уже активно используются в текущей деятельности по ОБДД. Разработки РБС всегда обеспечиваются экспертным сопровождением на всех стадиях реализации проектов.
Результаты работы компании РБС в области ОБДД не остались незамеченными и на европейском уровне. Одним из ярких событий прошедшего года стало участие в ноябре 2008 года представителей  ЗАО «АКГ «РБС» в заседании совместной рабочей группы российских и европейских экспертов в области развития дорожной инфраструктуры в рамках проекта Еврокомиссии по координации и сопровождению Седьмой Рамочной Программы Европейского Союза в области Интеллектуальных Транспортных Систем и развития дорожной инфраструктуры (SIMBA II). В ходе доклада об особенностях применения в России программно-целевого подхода и роли негосударственных организаций в решении проблем ОБДД  специалисты РБС предложили вниманию участников встречи перспективные направления международного сотрудничества по программе SIMBA II. По итогам международной встречи Дирекция Программы ПБДД определила компанию РБС одним из ключевых с российской стороны участников двусторонних отношений Европейского союза и РФ по вопросам сотрудничества в реализации научно-исследовательских проектов, касающихся безопасности дорожного движения.
Дирекция Программы ПБДД высоко оценила результаты совместной с РБС работы в 2008 году, отметив, что к проведению работ были привлечены лучшие творческие и интеллектуальные силы, «что в определенной степени способствовало устранению информационно-интеллектуального вакуума последних 15-20 лет, возникшего вследствие практически полного прекращения исследований в сфере ОБДД и потери созданного за предшествующие несколько десятилетий научно-технического потенциала».

Проект  «Нормативно-правовое и методическое обеспечение создания и деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»

Заказчик - Министерство экономического развития Российской Федерации.
С 2007 года приоритетным направлением административной реформы является создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Министерство экономического развития РФ установило определенные требования, которым должен соответствовать МФЦ в регионах. Однако часть организационных вопросов была отдана на откуп организаторов МФЦ: вопросы о способах участия органов власти в деятельности МФЦ, организационно-правовой формы МФЦ, формы взаимодействия участников МФЦ и механизмов финансирования деятельности.
МФЦ – учреждения нового типа в российской практике, поэтому для распространения удачного опыта и внесения изменений в законодательство необходимо было провести мониторинг пилотных МФЦ. Он должен был стать основой для поиска «лучшей практики» и предшествовать разработке соответствующих нормативных документов.
В результате конкурса Министерство экономического развития РФ выбрало компанию «РБС» как наиболее компетентную организацию, способную грамотно решить поставленные задачи. Специалисты провели колоссальную работу:  был организован мониторинг 18 МФЦ в 16 субъектах РФ. Он включал опрос более 500 респондентов-посетителей, интервью с руководителями и сотрудниками органов субъектов РФ, ответственных за создание МФЦ, руководителями и сотрудниками МФЦ, анализ более 800 нормативно-правовых и иных документов, создаваемых в рамках проектов по созданию МФЦ. Для каждого из многофункциональных центров исследовались и оценивались спектр предоставляемых услуг, технические характеристики и уровень комфортности, как по формальным признакам, так и по мнению потребителей. Это позволило сформировать достаточно прозрачную картину того, что же представляют собой экспериментальные, «пилотные» многофункциональные центры в Российской Федерации на сегодняшний день, каковы их преимущества и недостатки.
В результате реализации проекта специалистами АКГ «РБС» были разработаны предложения для Минэкономразвития России по  усовершенствованию технологий деятельности МФЦ, в том числе проекты нормативных правовых актов для внесения изменений в федеральное законодательство. Кроме того, были подготовлены рекомендации по совершенствованию деятельности МФЦ, созданных в субъектах Российской Федерации в 2007-2008 годах.
Разработанные специалистами ЗАО «АКГ «РБС» проекты нормативных правовых и методических актов в настоящее время успешно проходят внедрение, получают высокие положительные оценки экспертов. Кроме того, результаты работы легли в основу информационного портала, посвященного мониторингу проведения административной реформы в РФ.
При непосредственном участии специалистов компании  «РБС» были созданы 11 МФЦ в 8 субъектах РФ, разработаны проекты региональных программ повышения качества государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе МФЦ, для 10 субъектов Российской Федерации.

Проект «Создание типовой информационной системы поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»

Заказчик – Министерство экономического развития Российской Федерации

В настоящее время Правительство РФ ведет широкомасштабную работу по созданию единого информационного пространства между органами власти всех уровней через внедрение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Эти процессы связаны с переходом к реализации в Российской Федерации концепции «сервисного» государства, то есть концепции «государства – поставщика услуг для граждан и организаций». Наиболее эффективным инструментом достижения поставленных целей является организация единого канала взаимодействия заявителя со всеми органами власти (реализация принципа «одного окна»). В современном мире это возможно только при масштабном внедрении информационно-коммуникационных технологий, распространении модели «электронного правительства». Кроме того, автоматизированные системы поддержки управленческих решений, системы обеспечения документарной работы и другие программные продукты позволяют повысить эффективность государственного и муниципального управления, обеспечив переход самой системы госуправления на качественно новый уровень деятельности.
В качестве приоритетных каналов взаимодействия государства и общества Правительство РФ определило Web-представительства органов власти в сети Интернет (включая порталы государственных и муниципальных услуг), центры телефонного обслуживания граждан, а также многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
МФЦ – один из самых сложных проектов с точки зрения построения ИТ-архитектуры, поскольку его организационная модель предполагает взаимодействие большого числа участников: граждан, организаций, органов власти всех уровней. Это взаимодействие четко регламентируется административными регламентами и нормативными актами, строго закрепляющими все процедуры, включая сроки, порядок действий и т.п. Большинство востребованных услуг имеет сложный и комплексный характер, и с каждым годом число  таких услуг, предоставляемых в МФЦ, растет. В этих условиях организовать скоординированное, своевременное и качественное предоставление услуг населению без использования специальных средств автоматизации практически невозможно.
В 2008 году компания РБС выступила головным исполнителем в проекте Минэкономразвития России «Создание типовой информационной системы поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (сокращенно - АИС МФЦ)». Согласно техническому заданию специалисты РБС разработали 2 варианта АИС МФЦ.
Разработка первого варианта АИС МФЦ велась на базе промышленной программной платформы. Этот подход обеспечивает масштабное тиражирование решения, удобство его обслуживания и использования. Он позволяет обеспечить дополнительные возможности интеграции с внешними информационными системами (отраслевыми, ведомственными и др.). Для использования данного решения требуется приобретение лицензий на применяемые промышленные компоненты, что влечет за собой дополнительные расходы.
Второй вариант АИС МФЦ разработан на основе свободно распространяемого программного обеспечения и также позволяет автоматизировать комплекс базовых функций МФЦ. Данное решение отличается большей трудоемкостью процесса тиражирования и расширения функциональных возможностей. Однако оно позволяет экономить финансовые средства за счет использования свободно распространяемого программного обеспечения, не требующего лицензионных отчислений.
Типовое решение АИС МФЦ, разработанное специалистами РБС, отвечает всем поставленным целям по автоматизации деятельности МФЦ и включает в себя следующие функциональные подсистемы:

  • информационную учетно-процессную подсистему, обеспечивающую автоматизацию и контроль процессов оказания государственных  и муниципальных услуг на базе МФЦ;
  • подсистему информационно-справочного обеспечения, автоматизирующую процессы информирования посетителей МФЦ;
  • подсистему «Сервер форм», обеспечивающую автоматизацию процессов, связанных с ведением реестра форм документов, их динамическим формированием, предзаполнением и последующим контролем правильности их заполнения гражданами (на портале МФЦ) и сотрудниками МФЦ (на автоматизированных рабочих местах в МФЦ).

Каждый вариант разработанного типового решения также содержит комплект пользовательской документации, спецификации на оборудование, необходимое для эксплуатации системы, типовой пакет сопровождающих нормативно-правовых актов, методические материалы по внедрению системы.
Эксперты Минэкономразвития России высоко оценили работу специалистов «РБС». В настоящий момент в пилотных регионах России проводится апробация типового решения информационной системы поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Проект «Разработка стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея»

В начале 2000-х годов Президент России поставил задачу по переходу страны к инновационному типу развития и новому качеству экономического роста. Эта цель требовала корректировки стратегических планов развития каждого субъекта РФ. Начатая работа в данном направлении приобрела особую актуальность в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, развернувшемся в 2008 году. Стратегическое планирование стало антикризисным инструментом управления территорией, поскольку позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы в соответствии с приоритетами развития региона.
Именно поэтому в настоящее время многие субъекты РФ, и в частности, Республика Адыгея, занимаются обновлением своей стратегической политики. 
В 2008 году в конкурсе на разработку документов, закрепляющих новые принципы, направления и механизмы стратегического развития Республики Адыгея, победила компания «Развитие бизнес-систем». Специалисты «РБС» неоднократно выезжали на территорию республики для проведения детальных научно-исследовательских работ. Целью была разработка комплекса мер, позволяющего обеспечить динамичный экономический рост республики, гармоничное развитие социальной сферы, эффективное и бережное использование уникального природно-ресурсного потенциала региона в интересах настоящих и будущих поколений.
Эксперты «РБС» провели сравнительно-динамический анализ социально-экономической ситуации в Республике Адыгея за период 2000-2007 гг., рассчитали  прогнозы социально-экономической ситуации до 2025 года по трем сценариям; определили наиболее перспективные пути развития республики. Была проделана кропотливая работа по моделированию оптимального целевого сценария инновационного развития региона и разработаны механизмы реализации стратегических разработок.
Выводы экспертов были положены в основу следующих документов:

  • Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года,
  • прогноза социально-экономической ситуации в Республике Адыгея в рамках выбранного целевого сценария развития до 2025 года,
  • Стратегического плана развития Республики Адыгея на период до 2025 года,
  • Программы экономического и социального развития на среднесрочную перспективу,
  • механизмов осуществления мониторинга и корректировки положений Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2025 года.

Кроме того, на основе всестороннего анализа социально-экономических и экологических условий, оценке рынка туристско-рекреационных услуг Южного Федерального округа и конкурентных позиций Республики Адыгеи как туристского региона была разработана Стратегия развития туризма до 2025 года как стратегического приоритета данного субъекта РФ.
На основе анализа информационного поля вокруг Республики Адыгея в целях повышения эффективности мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития была предложена PR-стратегия Республики Адыгея и сопутствующие практические документы.
По оценке руководства региона, разработанные экспертами АКГ «РБС» стратегические документы содержат аргументированные выводы, практические рекомендации, и готовы к внедрению в управленческой деятельности органами исполнительной власти Республики Адыгея.




w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.