Форма номер два
|
|
Дата: 25/02/2003 |
| |
Весна - время традиционной "рейтинговой горячки". В России публикуются три рейтинга аудиторов, а сама тема становится постоянным объектом регулярных публикаций в СМИ.
Интрига этого года пока не известна. Но известно, что лидер мирового рынка компания PricewaterhouseCoopers данных по своим российским операциям не обнародовала. Она была единственным членом топ-клуба, публиковавшим свои данные в российских рейтингах.
"Рейтинги аудиторских фирм, которые проводятся различными изданиями, не объективно оценивают рынок. Поэтому мы не видим целесообразности участия в них", - комментирует позицию своей компании Александр Ивлев из "Эрнст энд Янг".
Никто не выступает открыто против аудиторских рейтингов. Все лишь сетуют на их необъективность. "Мы считаем, что рейтинги необходимы", - говорят в компании ФБК, некогда являвшейся активным игроком на рейтинговом поле (компания официально отказалась от ведения и консультирования одного из рейтингов).
Тем не менее там тоже весьма категоричны в оценках. "К сожалению, сейчас мы не удовлетворены качеством рейтингов, - говорят в пресс-службе компании, - нужен элемент контроля за данными, предоставляемыми аудиторскими компаниями. Такой формой контроля должно быть обязательное предоставление "формы номер два" - заверенного налоговыми органами счета прибылей и убытков компании".
Похоже, аудиторы не доверяют другу другу, что неизбежно вызывает вопрос у публики о том, почему аудиторские компании, которые должны следить за чистотой финансовых данных, не могут договориться об этом между собой без неявного привлечения налоговой инспекции. Участники рынка не очень-то охотно соглашаются обсуждать эту проблему.
"Современная экономика - это продажа брендов, - говорит партнер ФБК Алексей Терехов, - многие российские фирмы имеют списочный состав 5-6 человек, остальные работают на подряде - приходят на время проверки.
Опыт показывает, что качество такой работы неудовлетворительное". По его мнению, рынок должен иметь единственно верную оценку работы компании - ее стоимость и количество обращений, выраженное в денежных гонорарах. Тогда, по его мнению, у предприятия не возникнет сомнений в том, к какой компании обращаться.
Или использовать рейтинг в качестве оправдания, если результаты аудита не удовлетворят акционеров.
Источник: Известия