Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Четверг, 02 мая
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Независимые аудиторы проверили "Горпассажиртранс" и признали неэффективность нынешней системы управления отраслью

 
Дата: 17/09/2003
Версия для печати

Впрочем, по версии экспертов, этому предприятию просто не хватает ресурсов. "Пермскому обозревателю" стали известны подробности аудита, проведенного независимыми экспертами ООО "Уралаудит" в "Горпассажиртрансе". И само его проведение, и результаты вполне соотносятся с тем, о чем писал "ПО" в прошлых номерах. В целом, его итоги вряд ли кого-то удивили, а тем более ошеломили. Даже городские власти, срывавшиеся на крик на закрытых совещаниях в "Горпассажиртрансе", еще с весны утверждали, что ГПТ нуждается в реорганизации, но не тотальной, а административной. Таким образом, виноватыми в пермском транспортном кризисе признавались не руководители ГПТ, а сама система управления отраслью. Несмотря на разговоры о существовании "альтернативного" варианта реформирования, связанного с ликвидацией "Горпассажиртранса", городские власти с самого начала взяли курс на сохранение структуры. Проведенный аудит воодушевил менеджмент ГПТ и, по всей видимости, окончательно убедил мэрию в правильности ее мнения. Теперь уже весь контроль и управление отраслью могут быть сосредоточены в рамках одной организации.

Четко, как в армии

По словам Анатолия Вавилова, заместителя начальника МУ ГПТ, решение провести независимый аудит возникло в процессе обсуждения вариантов реорганизации структуры. Проблема сводилась к тому, что во время дискуссий о будущем муниципального учреждения возникло два варианта реформы. Аудиторская компания согласилась с предложениями менеджеров "Горпассажиртранса". Анатолий Вавилов:

- Наше видение будущего "Горпассажиртранса " сводится к тому, что эта структура должна быть выстроена четко, вертикально, как в армии. Мы занимаемся только оперативным управлением, а непосредственно распоряжается транспортом департамент экономики и инвестиций, а также департамент имущественных отношений. Вместе с тем, чтобы система работала эффективно, права и обязанности должны быть собраны в одних руках.

В качестве цели проекта была обозначена "оценка роли и места МУ ГПТ в системе пассажирских перевозок Перми".

Эксперты подтвердили, что имущество муниципальных предприятий находится в собственности города, именно поэтому контроль над деятельностью МП осуществляет пресловутый департамент имущественных отношений. Вопросы же управления, реорганизации и ликвидации МУП, заключения трудовых договоров с руководителями решает другой департамент - экономики и инвестиций.

Аудиторы пришли к выводу о том, что ГПТ практически никак не влияет на работу "Горэлекгротранса" в "Пассажиравтотранс". Например, договор с МУП "ТЭТ" об осуществлении перевозки пассажиров на 2003 год так и не был заключен. Де-факто, взаимодействие структур происходит в рамках договора продажи билетной продукции, в котором нет ни слова об управленческих функциях ГПТ относительно "электротранса".

Исходя из обширных задач, поставленных при учреждении МУ 'Торпассажиртранс" и записанных в его уставе, аудиторы делают следующий вывод: "Предлагаем делегировать МУ 'Торпассажиртранс" права и функции, принадлежащие департаменту экономики и инвестиций города Перми, департаменту имущественных отношений города Перми в части управления муниципальными перевозчиками". Что касается возможностей ГПТ нести столь тяжелую ноту, эксперты замечают: "действующая в МУ "Гориассажиртранс" организационная структура эффективна для выполнения уставных целей, функций, задач".

Один из частных пермских перевозчиков, пожелавший остаться неизвестным, так прокомментировал предложения "Уралаудита":

- В перспективе "Горпассажиртране" станет одной из самых сильных бюрократических структур в городе, обладающих реальным ресурсом власти. Судите сами. Тотальная забюрокраченность ГПТ уже налицо, а увеличение полномочий лишь усугубит дело. Более того, с реорганизацией "Горпассажиртранса "интерес к нему пропадет, у мэрии в достатке проблем с административной реформой. Безусловно, в нынешней ситуации подобные шаги принесут конкретный результат. ГПТ действительно с трудом управляется с муниципальным транспортом в отсутствие полномочий. Но в перспективе, повторюсь, структура может вообще потерять какой-либо контроль со стороны.

Впрочем, таково мнение конкретного частного перевозчика, которому хватает проблем и с "Горпасеажиртрансом" в его сегодняшнем виде. В целом, новая структура действительно может стать более эффективной, нежели нынешняя - размытая и нечеткая, однако и тезис о ее потенциальной "неподконтрольности" сводить на нет пока не стоит. Учитывая уверенность горадминистрации в том, что проблема не в головах, а в системе, традиционные экивоки в отношении "плохих менеджеров" в ближайшее время должны исчезнуть из речей представителей мэрии. Вице-мэр Василий Цыганков, в бытность свою еще первым заместителем Аркадия Каменева, отмечал, что "вариант увольнения некоторых менеджеров ГПТ рассматривается", но весьма осторожно, концентрируясь в основном на критике системы управления.

Не монополисты мы!

В целом, результаты аудита оказались неожиданными лишь для старейших врагов "Горпассажиртранса", в числе которых и депутаты городской Думы. Их давняя претензия относительно необоснованных расходов организации также была развенчана экспертами, которые, как раз наоборот, все траты HIT признали экономически обоснованными. И обратили внимание на то, что бюджетное финансирование в 1 полугодии 2003 года составляет всего 28,4% от уровня финансирования, утвержденного но смете. С другой стороны, депутатам городского парламента опять придется поверить на слово: теперь не специалистам по экономике 'Торпассажиртранса", а аудиторам, поскольку предписания составить максимально прозрачный отчет о деятельности предприятия (проведенный по механизмам, устраивающим все стороны), пока не исполняются.

Пока же обнаружен еще один "дракон", виновный в неудовлетворительной работе отрасли: "уровень бюджетного финансирования недостаточен для выполнения возложенных на МУ "Горпассажиртранс" функций" ("Уралаудит"). Еще одна интересная деталь. ГПТ, не справляющийся со своими обязанностями при нынешнем объеме инвестиций (их - четверть от необходимого числа, если верить статистике, представленной аудиторской компанией), вряд ли сможет обременить себя дополнительными функциями без дополнительных финансовых вливаний. Между тем, городская администрация уже решила, что отныне бюджетное финансирование ГПТ прекратится полностью (см. "ПО", № 133 от 25 августа 2003 года).

Выводы "Уралаудита" относительно частных перевозчиков несколько парадоксальны по формулировке. Сперва аудиторы отмечают, что "губительное действие на муниципальные предприятия оказывает равенство тарифа на проезд в муниципальном и немуниципальном транспорте. В результате сравнивания тарифа был создан прецедент, когда по одинаковой цене можно было приобретать услугу разного качества". Чуть ниже эксперты приходят к выводу о том, что выбытие подвижного состава муниципальных предприятий ведет к снижению возможностей удовлетворить потребности Перми в перевозках, и возникают предпосылки к привлечению новых перевозчиков. "Более того, в сложившихся условиях считаем привлечение частного перевозчика необходимостью", - пишут аудиторы. Чисто теоретически, вышесказанное можно трактовать следующим образом: частные перевозчики нужны, но их тарифы пес равно должны быть выше, априори.

С аудиторами согласен и г-н Вавилов:

- Нет никакой борьбы с частниками, и быть не может. Они делают нашу работу. В целом аудиторы, подводя итоги работы, предлагают сделать-таки "Горпассажиртранс" великим и могучим, сосредоточивающим в своих руках все права и обязанности по работе с транспортной отраслью. Предлагается и альтернативный вариант: упразднение ГПТ, выделение Центральной диспетчерской службы в самостоятельное юридическое лицо и создание при администрации города нового органа, отвечающего за организацию пассажирских перевозок и эффективность деятельности муниципальных транспортных предприятий. Этот вариант также рассматривается мэрией, впрочем, также в качестве "альтернативного", то есть маловероятного.

В принципе, нынешние пертурбации в управляющей организации транспортной отраслью, подстегнутые общим кризисным положением оной, а также городской административной реформой, имеющей, прежде всего, политические причины, могут стать лишь преддверием к общенациональным изменениям. По словам заместителя министра транспорта РФ Александра Колика (см. официальный печатный орган Минтранса - газету 'Транспорт России", № 28 от 13 июля 2003 года), большинство регионов, работающих с частными перевозчиками, не имеют для этого надлежащих правовых оснований, в связи с чем и встречают определенные трудности с антимонопольным законодательством. Вполне логичным выходом из ситуации могла бы стать общероссийская унификация подобных взаимоотношений, которая, в принципе, может нарушить сложившийся в Перми паритет, основанный на неформальном разделе сфер влияния между ГПТ и "Автоликоном".

Что же касается выведения отрасли на рынок, то "Горпассажиртранс" вряд ли допустит такое развитие событий. Логика транспортников была озвучена тем же замминистра: "на маршрутных автобусных перевозках неограниченная конкуренция недопустима. Местные власти должны быть хозяевами муниципальных маршрутов, регулировать допуск к перевозкам, устанавливать правила работы и организовывать их постоянный контроль, привлекая для этого соответствующие структуры". Отсюда и желание властей реформировать не отрасль, а систему ее управления. Отсюда же - очевидные последствия для ГПТ, в случае, если административная реорганизация не поможет: по традиции отрасль будет "наказана" сменой чиновников.

С учетом всех положительных моментов реорганизации, которая даст Торпассажиртрансу" дополнительные административные ресурсы, изменения в управлении отрасли могут стать последним шансом предприятия доказать свою жизнеспособность. С другой стороны, мэрия, отказавшись от финансирования отрасли и проведя знаково-формальную реформу в НИ, де-факто умывает руки: муниципальный сектор остается на месте (утверждаясь в статусе "хозяина маршрутов"), но вынужден бороться с частниками уже рыночными методами.

Источник: Новости-online (Регион-Информ-Москва)


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Май 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.