Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Понедельник, 29 апреля
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Реформирование бухгалтерского учета: итоги за 2003 год

 
Дата: 31/05/2004
Версия для печати

Для бухгалтеров, представителей других специальностей, связанных с бухгалтерским учетом, 2003 год был напряженным.

Исчисление налога на прибыль в соответствие с главой 25 НК РФ выявило много трудностей технического характера для налогоплательщиков, в том числе влияющих на организацию бухгалтерского учета (оценка незавершенного производства, разделение на прямые и косвенные расходы, понятия отдельных видов активов и пр.). Отмечается возросшая трудоемкость и стоимость получения информации, необходимой для исчисления налога на прибыль, других налогов.

В рамках реализации правительственной Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (пятилетие которой прошло в марте 2003 г.) с 1 января 2003 г. вступили в действие четыре новых положения по бухгалтерскому учету:

- ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" (приказ Минфина России от 2.07.2002 N 66н);
- ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (приказ Минфина России от 19.11.2002 N 115н);
- ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н);
- ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (приказ Минфина России от 10.12.2002 N 126н).

Указанные положения закрепили ряд новых правил, связанных с прекращаемой деятельностью, учетом расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, учетом расчетов по налогу на прибыль (введены совершенно новые понятия - отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы, постоянные налоговые обязательства, условный расход и др.) и финансовых вложений. Немалые нарекания вызвало ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль". Введение в действие этого положения выявляет несовершенство главы 25 НК РФ, когда количество потенциально возможных разниц, которые могут встретиться в практике работы конкретной организации ввиду различий правил бухгалтерского учета и налогового законодательства по объектам доходов и расходов, неограниченно. Кроме того, ПБУ 18/02 заставляет вспомнить, что вести бухгалтерский учет нужно по правилам бухгалтерского учета, изложенным в положениях по бухгалтерскому учету и других документах, а не по каким-то правилам, скорректированным для нужд налогообложения.

Вновь введенные положения вместе с 15 другими ранее утвержденными положениями по бухгалтерскому учету должны учитываться при формировании промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности за 2003 г. При подготовке годовой отчетности следует принимать во внимание вновь изданный приказ "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н), который рекомендует организациям обновленные образцы форм бухгалтерской отчетности, а также утверждает Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности. Сохранена преемственность в порядке формирования и составления отчетности исходя из величины организаций: упрощенный -для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, стандартный - для средних организаций и множественный - для крупных организаций.

Особое внимание организациям следует уделить новым образцам форм N 3 "Отчет об изменениях капитала" и N 4 "Отчет о движении денежных средств". Изменившиеся форматы этих форм приведены к требованиям Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и потребуют несколько иного подхода к формированию отчетных данных, характеризующих состояние капитала и денежных средств, по сравнению с ранее составлявшими.

Из девятнадцати ПБУ вытекает, что основной упор при формировании бухгалтерской отчетности делается не на формы отчетности, а на пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках - пояснительную записку. Надо признать ненормальным, когда в результате несоблюдения правил 95% информации содержится в представляемых формах бухгалтерской отчетности, а 5% - в пояснительной записке. Ведь положения по бухгалтерскому учету требуют соблюдения несколько иного соотношения - 40% в формах и 60% в пояснениях. Нельзя забывать, что имеются положения, которые полностью (или в большей степени) требуют раскрытия информации в пояснительной записке. К ним относятся ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" , 7/98 "События после отчетной даты" , 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" , 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" , 12/2000 "Информация по сегментам" , 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности".

В 2003 г. продолжалась работа по формированию нормативной базы бухгалтерского учета. Минфин России утвердил Дополнения и изменения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению (приказ Минфина России от 7.05.2003 N 38н), Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (приказ Минфина от 20.05.2003 N 44н), Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (приказ Минфина России от 13.10.2003 N 91н). С бухгалтерской отчетности 2004 г. вступает в действие ПБУ 20/03 "Информация по совместной деятельности" (приказ Минфина России от 24.11.2003 N 105н).

Можно сказать, что по состоянию на конец 2003 г. сформирована российская нормативная база бухгалтерского учета применительно к требованиям МСФО. Это база позволяет каждой организации выполнить задачу, поставленную в правительственной Программе реформирования бухгалтерского учета 1998 г., - обеспечение заинтересованных пользователей, в первую очередь инвесторов, полезной и достоверной отчетной информацией, гармонизированной с международными требованиями. Дело стоит за самими организациями - если они будут соблюдать установленные правила бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, то не будет и нареканий по поводу качества представляемой итоговой информации о финансово-хозяйственной деятельности со стороны заинтересованных пользователей.

Встал вопрос о судьбе такого документа, как Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее -Положение), утверждаемое Минфином России (первая редакция от 20.03.1992 N 10. последняя от 29.07.1998 N 34н. с изменениями и дополнениями от 24.03.2000). Необходимость его пересмотра усиливалась по мере выхода каждого нового положения по бухгалтерскому учету. В связи с дублированием норм, содержащихся в Положении и в ПБУ, признано целесообразным разработать приказ о признании утратившим силу приказа N 34н с дополнениями и изменениями. В то же время появляется необходимость переноса ряда норм этого Положения в проект новой редакции Федерального закона "О бухгалтерском учете" с целью придания им более высокой законодательной силы.

В течение года одновременно продолжалось серьезное обсуждение путей дальнейшего развития национальной системы бухгалтерского учета. Разброс мнений варьируется от добровольного принятия организацией решения о ведении бухгалтерского учета до обязательного перехода всех организаций на МСФО. Также предлагается отказаться от российских правил бухгалтерского учета, по мотивам их несовпадения с МСФО.

МСФО (International financial reporting standards), исходя из их названия, определяют требования к формированию финансовой отчетности. При этом рассматривается формирование отчетности не юридического лица, а группы организаций (консолидированная финансовая отчетность). Главный акцент МСФО делают на удовлетворение интересов инвесторов и при этом в большей степени - финансовых аналитиков. Это объясняется ролью составленной по МСФО отчетности на рынке капитала, для которого важны будущие, предполагаемые оценки деятельности компании (отсюда роль оценки активов и обязательств по справедливой оценке, резервов по рискам финансово-хозяйственной деятельности и т. п.).

Гипертрофированное значение придается принципу преобладания сущности над формой, когда в отчетности разрешается не придерживаться норм делового оборота, зафиксированных в законодательстве. Национальные правила бухгалтерского учета нацелены на соблюдение национального законодательства (гражданского, финансового, налогового, процессуального и др.), базирующегося на оценке по исторической стоимости. В то же время многие подходы МСФО к формированию финансовой отчетности уже нашли отражение в утвержденных российских положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету. Поэтому, когда высказывается мнение, что Минфин России против внедрения МСФО, можно со всей ответственностью подчеркнуть - не против внедрения МСФО, а за рациональное их использование.

Для организации как юридического лица обязательным является применение российских правил по формированию бухгалтерской отчетности (это практика европейских и других стран), а для организации как головной организации - МСФО или других международно признанных правил при формировании консолидированной финансовой отчетности. В первом случае законодательной базой является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (норма также вытекает из Конституции Российской Федерации, ГК РФ и других законов), во втором случае такой базой должен стать федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" , который проходит весьма длительное согласование. В проекте этого закона предусмотрены:

- возможность не составлять консолидированную финансовую отчетность по российским правилам для определенных групп организаций (головная организация в форме открытого акционерного общества) начиная с годового отчета за 2004 г.;

- проведение обязательного аудита отчетности по МСФО;
- обязательные адреса и возможные сроки представления;
- публичный характер такой отчетности;
- ряд других вопросов.

В ходе реформирования бухгалтерского учета решаются вопросы становления бухгалтерской профессии. Напомним, что за прошедшее время произошли определенные подвижки в этом направлении. Образован Институт профессиональных бухгалтеров России (1997 г.), в его системе действует 72 территориальных института. Аккредитовано около 400 учебно-методических центров, свыше 140 тыс. человек, получивших аттестат профессионального бухгалтера, являются его членами. И наконец, в 2001 г. ИПБ России был принят в действительные члены Международной федерации бухгалтеров. Настало время выхода на более высокий уровень работы профессионального объединения. От односторонней работы по обучению и аттестации своих членов следует переходить к содержательной работе по формированию нормативной базы бухгалтерского учета, стать главным помощником государства по реализации его политики в области бухгалтерского учета.

На протяжении последнего десятилетия происходило постепенное снижение роли государства в области регулирования бухгалтерского учета и контроля за правильностью его применения. Почти исчезли отраслевые министерства, занимавшиеся разработкой и доведением до подведомственных предприятий отраслевых указаний по ведению бухгалтерского учета. Ликвидирована ведомственная система подготовки и повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета.

В настоящее время в рамках административной реформы пересматриваются функции государства, в том числе функции Минфина России. Встал вопрос об избыточности ряда функций в области бухгалтерского учета, в частности была признана потенциально избыточной в среднесрочной перспективе разработка проектов законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету. Именно разработка, а не их утверждение, что базируется на нормах Конституции Российской Федерации (ст. 71). а также решении Конституционного суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г., обусловившими роль государства в общем методологическом руководстве бухгалтерским учетом в стране (как известно, Правительство Российской Федерации эти функции делегировало Минфину России).

В связи с этим Правительство Российской Федерации, рассматривавшее на своем заседании 9 октября 2003 г. ход административной реформы, приняло решение о прекращении с 1 октября 2004 г. выполнения Минфином России части функций в области бухгалтерского учета, исходя из возможности выполнения этих функций саморегулируемыми организациями. Для позитивного решения поставленной задачи необходимо определиться с двумя концептуальными моментами:

- каков перечень функций, подлежащих передаче саморегулируемой организации;

- каковы требования, предъявляемые к саморегулируемой организации, желающей выполнять часть функций по регулированию бухгалтерского учета.

Минфином России признано возможным передать в среднесрочной перспективе следующие функции, осуществляемые в комплексе:

- подготовка проектов законодательных и нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета;
- подготовка проектов интерпретаций применения российских правил бухгалтерского учета;
- пропаганда и обучение новым правилам бухгалтерского учета;
- обеспечение контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета;
- контроль за соблюдением норм профессиональной этики;
- взаимодействие с международными и национальными организациями в области бухгалтерского учета.

Кроме того, речь может идти о передаче саморегулируемым организациям функций по разработке и утверждению отраслевых указаний по бухгалтерскому учету. Особняком стоят функции, не осуществляемые государством и связанные с работой по внедрению и применению в России МСФО, отслеживание за изменениями, участие в формировании новых МСФО и уточнении старых.

Саморегулируемая организация, желающая осуществлять передаваемые функции в комплексе, должна отвечать определенным требованиям: соответствие критериям саморегулируемой организации (наличие утвержденного устава, положение о членстве, данные о руководящих органах и т. п.). Указанное требование пока не выполнимо ввиду отсутствия утвержденного федерального закона "О саморегулируемых организациях" , проект которого прошел в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации только первое чтение. В указанном проекте среди условий принадлежности к саморегулируемой организации предусматривается:

- наличие структуры для выполнения передаваемых функций и опыта осуществления такой работы;
- наличие механизмов контроля за соблюдением утверждаемых Минфином России норм, регулирующих правила организации и ведения бухгалтерского учета;
- наличие региональных подразделений на территории России;
- определенный стаж деятельности (наличие профессионального авторитета);
- признание международными организациями в области бухгалтерского учета;
- наличие достаточных финансовых ресурсов для выполнения работ по разработке проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- наличие Кодекса профессиональной этики и механизмов контроля за его соблюдением;
- наличие материально-технической базы (помещение, вычислительная техника, библиотека и т. п.).

По нашему мнению, в настоящее время такой саморегулируемой организацией может быть признан Институт профессиональных бухгалтеров России.

Для придания юридической силы такой передачи необходимо в первую очередь подготовить предложения о внесении соответствующей нормы в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждаемое Правительством Российской Федерации. Видимо, при доработке уточненного проекта Федерального закона "О бухгалтерском учете" предстоит учесть возникающую ситуацию участия саморегулируемых организаций в работе по регулированию бухгалтерского учета.

Особо следует отметить, что передача функций саморегулируемым организациям - это не формальный, а ответственный шаг для саморегулируемой организации, гак как на нее перекладывается ответственность за качество подготовки проектов правил бухгалтерского учета. Кроме того, возрастает необходимость постоянного подтверждения профессионального авторитета среди специалистов. Одновременно государство сохраняет право устанавливать определенный объем работ, необходимый для выполнения государственных функций в области бухгалтерского учета, и, следовательно, контролировать выполнение передаваемых функций в виде заключаемого соглашения или договора. Предстоит достичь оптимального соотношения ролей государства и профессионального сообщества в регулировании бухгалтерского учета и в создании системы его нормативного регулирования.

Постановлением Минтруда России от 12.11.2003 N 75 утверждены изменения и дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37). Изменена редакция квалификационной характеристики по должности "Главный бухгалтер" и введена новая квалификационная характеристика по должности "Финансовый директор (заместитель директора по финансам)". Примечательно, что в характеристиках предъявляются требования знаний в области бухгалтерского учета. По нашему мнению, это будет способствовать росту познаний финансовыми директорами в области возможностей и роли бухгалтерского учета в системе управления организации и повышению прибыльности организации.

2004 г. станет определенной вехой в развитии национальной системы бухгалтерского учета на целый период. Планируется разработать комплексную Концепцию системы учета организации на 2004-2010 гг. Будет сделана попытка определить соответствующие задачи и меры для их решения в тесной взаимосвязи всех видов учета, имеющихся на хозяйствующем субъекте (бухгалтерский, управленческий, статистический, налоговый, оперативный), контроля (внешний и внутренний аудит, ревизия) и обучения кадров.

Руководитель Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России А. БАКАЕВ

Источник: Экономика и учет труда


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Апрель 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.