Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Воскресенье, 05 мая
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Революция под отчет

 
Дата: 12/10/2004
Версия для печати

В мае этого года департаменты бухучета и аудита Минфина были объединены. Новое подразделение возглавил бывший партнер PricewaterhouseCoopers Леонид Шнейдман. А уже в июле Минфин обнародовал новую концепцию развития бухучета и отчетности в России на ближайшие годы, согласно которой российский бизнес должен полностью перейти на МСФО к 2010 году. При этом ключевую роль в реализации планов Минфина будут играть не чиновники, а профессиональные объединения аудиторов. Все это можно назвать одним словом -- переворот.

Старая песня

Вообще-то о необходимости перехода на МСФО в России говорят уже лет десять, однако только сейчас, по словам Леонида Шнейдмана, "общество осознало необходимость такого перехода и есть соответствующее политическое решение, принятое на самом высоком уровне". Кроме того, на МСФО в добровольном порядке уже перешло большинство наиболее "продвинутых" компаний в основном нефтяного и газового секторов, электроэнергетики, автомобилестроения, предприятий химической, деревообрабатывающей и металлургический промышленности. Для тех, кто не хочет переходить на МСФО добровольно, новая концепция Минфина предусматривает принудительный вариант.

Реформа бухучета и отчетности будет проводиться в два этапа: с 2004-го по 2007 год и с 2008-го по 2010 год. На первом этапе предусматривается "обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов (ОАО и другие организации, имеющие публично обращающиеся ценные бумаги, и организации, работающие со средствами физических и юридических лиц.-- 'Деньги'), кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам". В этот же период предполагается утверждение основного комплекта российских стандартов бухотчетности на основе МСФО, а также совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса и базовых правил бухучета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности.

На втором, завершающем этапе планируется "обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам". А также -- оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО вместо российских стандартов.

Новый мотив

В середине сентября Минфин разработал план мероприятий на 2004-2007 годы по реализации своей концепции. Согласно плану, уже до конца этого года должен быть принят закон "О консолидированной финансовой отчетности", предусматривающий введение обязательного составления и публикации консолидированной финансовой отчетности по МСФО, и подготовлены изменения в закон "Об аудиторской деятельности", предписывающие введение обязательного аудита по МСФО. Кроме того, должна быть организована работа по подготовке перевода официального текста МСФО на русский язык, а также создан специальный орган общественной экспертизы стандартов и нормативно-правовых актов в области бухучета.

В 2005 году, как планируется, должна быть подготовлена новая редакция закона "О бухгалтерском учете"; разработаны предложения по закреплению в законодательстве роли профучастников рынка и иных заинтересованных общественных организаций в регулировании бухучета и отчетности; разработаны общие требования к регистрам бухучета, а также предложения по развитию системы аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.

В 2006 году планируется определить особенности индивидуальной бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций и разработать предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности хозяйствующих субъектов, их руководителей и иных должностных лиц за качество бухгалтерской отчетности.

Единственный вопрос -- насколько осуществимы планы Минфина. Напомним, что все прежние планы правительства перевести все банки на МСФО к 2005 году, а предприятия к 2006-му, 2007-му, 2008-му и т. д. провалились.

Видимо, поэтому Минфин решил действовать не в одиночку, а с участием "заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России и профессионального сообщества". И именно профессиональному сообществу в данном процессе отводится главная роль. Что в общем-то не удивительно. Ведь суть происходящей административной реформы, напомним, состоит в передаче значительной части регулирующих функций государства профессиональному сообществу, в данном случае -- аудиторским и бухгалтерским профобъединениям.

"Концепция Минфина достаточно взвешенная, не ставит цели кого-то 'догнать и перегнать',-- считает член консультативного совета по стандартам при комитете по МСФО (Лондон) Лариса Горбатова.-- Главное, что она предусматривает сначала создание правового поля -- в первую очередь я имею в виду принятие закона о консолидированной отчетности. Если он будет принят к концу года, это будет большим успехом. После этого компаниям, подпадающим под этот закон, будет работать легче. Но что касается компаний, не составляющих консолидированную отчетность, а ведущих только отчетность индивидуального лица, то, по-моему, их концепция и не касается: захотят перейти -- перейдут, нет -- никто их к этому не принудит. Что касается отличий данной концепции от прошлых планов Минфина, то бросается в глаза его опора на профобъединения. И это правильно: без участия профессионалов можно принимать любую концепцию -- она все равно не заработает. Кроме того, заметно, что на этот раз Минфин говорит не о сближении российских стандартов с МСФО, а именно о переходе на МСФО -- и это принципиальный момент".

Смена тональности

Если говорить о том, что именно должны делать профобъединения аудиторов, концепция, в частности, предусматривает "активизацию участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии" в 2004-2007 годах и "дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии" в 2008-2010 годах.

Но общими словами о повышении роли профобъединений Минфин, видимо, не ограничится. "Для тех, кто не понял" сути нововведений, Леонид Шнейдман в конце сентября созвал пресс-конференцию, на которой поделился с журналистами своим видением развития аудита в России. При этом он сделал неожиданно резкий шаг, который не позволяли себе его предшественники на аналогичном посту (за что, не исключено, в конце концов и поплатились). А именно: господин Шнейдман обвинил аудиторов в нарушении кодекса профессиональной этики, а их объединения – в безынициативности.

"При том, что в прежние года аудиторская профессия достигла значительных высот, есть признаки ее стагнации, поэтому необходимо срочно выходить на новый уровень развития,-- заявил он.-- Меры должны быть направлены, в частности, на укрепление профессии, ужесточение требований к аудиторам и аудиторским организациям. Кодекс корпоративной этики так и не стал настольной книгой аудитора. Профобъединения не проявляют должную инициативу по вопросам развития профессии, и это в то время, когда стоит вопрос об отмене лицензирования аудиторской деятельности и его замене обязательным членством в признанной СРО!"

Леонид Шнейдман не стал приводить конкретные примеры недостойного поведения своих "подопечных", однако по всему было видно, что у него есть на то основания. Похоже, что причиной столь резкого и одновременно неконкретного выпада, скорее всего, было желание чиновника "встряхнуть рынок" в целом, а не пролить чью-то кровь.

Реакция глав профобъединений на столь жесткую критику была достаточно смиренной -- надо сказать, что после перемены власти в Минфине, по их собственному признанию, они притихли в ожидании прояснения государственной политики в данной области. "Что касается профобъединений, то я согласна, что надо строить СРО нового типа -- с повышенными количественными и качественными требованиями к их работе",-- прокомментировала заявление Минфина председатель правления Института профессиональных аудиторов Дарья Долотенкова. "Мне кажется, что Минфин должен сказать, чего он хочет, задать направление работы, иначе мы все побежим в разные стороны",-- заявила зампредседателя советов Российской коллегии аудиторов и Национальной федерации консультантов и аудиторов Людмила Нарышкина.

Очень похоже, что Минфин уже ясно дал понять, чего он хочет. Судя по всему, он намерен сделать так, чтобы вместе с ростом полномочий саморегулируемые организации на аудиторском рынке получили впридачу и рост ответственности. И тогда в случае очередного провала реформ отвечать за это придется не только чиновникам, но и самим аудиторам.

ВИТАЛИЙ БУЗА

"Стандарты должны получить всеобщее признание"

О том, как Минфин собирается реализовывать свою концепцию развития финансовой отчетности, "Деньгам" рассказал директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина Леонид Шнейдман.

-- Суть концепции заключается в активизации использования МСФО для реформирования отечественного бухучета. Это предусматривает как непосредственное использование МСФО, так и разработку национальных стандартов. Консолидированная отчетность должна составляться только по МСФО, так как именно она имеет наибольшую ценность для инвесторов и аналитиков. Поэтому концепция ориентирует компании не на выбор между МСФО и российскими стандартами, а именно на МСФО. Причем, речь идет не о каком-то "русифицированном варианте МСФО", а непосредственно о международных стандартах. Что касается национальных стандартов, то они разрабатываются на базе МСФО и тем самым приближаются к международным. Предполагается, что к 2010 году различия между ними и МСФО будут минимальными.

-- Нужны ли какие-нибудь поправки в действующее законодательство для реализации данной концепции?

-- Что касается составления консолидированной отчетности по МСФО, то здесь существенных правок не требуется: достаточно принять закон о консолидированной отчетности. А вот ведение отчетности юридических лиц по МСФО уже требует значительных изменений в законодательстве. Поэтому концепция и предусматривает постепенный переход на МСФО, чтобы обеспечить сопровождение данного процесса соответствующими изменениями в законодательных актах.

-- Где гарантия, что данная концепция будет исполнена, а не останется на бумаге, как прежние планы правительства перевода банков и предприятий на МСФО?

-- Гарантия в том, что общество осознало необходимость такого перехода, есть соответствующее политическое решение, принятое на самом высоком уровне, определена концептуальная платформа перехода. А недавно Минфин разработал план мероприятий по реализации концепции. Все это и создает уверенность в том, что концепция будет реализована.

-- С какими организациями вы будете сотрудничать в реализации концепции?

-- С любыми организациями, заинтересованными в развитии бухучета в стране. Это и все семь аккредитованных при Минфине аудиторских объединений, и Национальная организация по стандартам финансовой отчетности, и НАУФОР, и другие объединения участников рынков, и совет по аудиторской деятельности при Минфине, и методологический совет по бухучету, ряд научных организаций, крупнейших компаний и т. д.

-- Концепция предусматривает создание до 2007 года некоего специального органа в рамках системы утверждения стандартов бухучета и отчетности. Что это будет за орган?

-- Стандарты должны получить всеобщее признание. Поэтому нужно найти форму, которая бы обеспечивала такое признание. В концепции предлагается создание на первом этапе органа, позволяющего проводить достаточно глубокие экспертизы всех стандартов, подлежащих использованию в России. Если это окажется результативным, можно будет говорить о расширении сферы деятельности такого органа и о его преобразовании в самостоятельную структуру.

Источник: Коммерсантъ-Деньги


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Май 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.