Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Пятница, 03 мая
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Маркетинговая мания. Компании потратили на исследования зарубежных рынков $5 млрд

 
Дата: 24/04/2003
Версия для печати

Российские компании проявляют ненормальный интерес к зарубежным рынкам. По данным Центробанка, в прошлом году они заказали за границей маркетинговые исследования на $5 млрд. ЦБ считает это каналом вывоза капитала и намерен его прикрыть - в частности, отваживая частных вкладчиков от банков-пособников. Правда, эксперты полагают, что усилия эти лишены смысла.

Вчера председатель ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что за 2002 г. российские банки перевели за рубеж $5 млрд под предлогом оплаты маркетинговых услуг. Это почти четверть всего импорта услуг ($22,1 млрд) , куда помимо маркетинга входят туристические услуги, перевозки и многое другое. Российским рынком наши компании интересуются куда меньше, чем зарубежными. По данным европейской ассоциации маркетинговых исследований, ESOMAR, объем всего здешнего рынка исследований в 2001 г. оценивался всего в $53 млн. Причем Игнатьев утверждает, что основная масса платежей прошла через 20 банков, т. е. каждый из них переводил за границу примерно по несколько сотен тысяч долларов каждый рабочий день.

Что это за банки, Игнатьев не уточнил. Первый зампред ЦБ Андрей Козлов тоже отказался назвать их "Ведомостям". В любом случае ЦБ намерен бороться с самым модным каналом оттока капитала. "Сейчас мы вместе с Минфином готовим предложения, чтобы сделать эти операции невыгодными", - сказал Игнатьев.

Опрошенные "Ведомостями" эксперты не представляют, как чиновники могут бороться с маркетинговым бумом. Импорт услуг относится к текущим операциям, которые по шестой статье устава МВФ не должны подвергаться ограничениям, говорит зампред налогового комитета РСПП Станислав Воскресенский. "Можно, конечно, принять закон, по которому каждая подобная операция будет требовать индивидуального разрешения, например, ФСБ, но есть же и другие пути вывоза капитала", - говорит эксперт. По словам партнера "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Ивана Хаменушко, деньги можно переводить в виде роялти за использование товарных знаков, ноу-хау и прочей интеллектуальной собственности.

ЦБ уже пытался бороться с оттоком капитала под видом импорта услуг, но совершенно безрезультатно. В 1999 г. Банк России выпустил указание N 721, в котором перечислил особо подозрительные услуги. Помимо маркетинговых исследований и ноу-хау туда попали, например, "услуги по упаковке", хотя способ оттока капитала при помощи упаковки чего-либо опрошенным "Ведомостями" экспертам неизвестен. Чтобы купить валюту для оплаты таких услуг, компаниям нужно получить разрешение Минфина. Правда, новое правило легко обходится при помощи однодневных банковских кредитов (валюту для возврата кредита по инструкции ЦБ N 7 можно покупать без всяких ограничений, указывает Хаменушко).

Маркетинговые исследования помогают не только вывозить капитал, но и снижать налоги, поскольку относятся на затраты, говорит руководитель налогового департамента ОАО "Объединенные консультанты "ФДП" Елена Прохорова. "Если стоимость исследования выше рыночной, у клиента банка могут возникнуть проблемы с собственной налоговой инспекцией - но при чем здесь банк? " - говорит Прохорова. "Бороться нужно не с оттоком капитала, а с его причинами", - резюмирует глава банковского направления РА "Интерфакс" Михаил Матовников.

Но ЦБ полон решимости. По словам Козлова, у банков, которые систематически проводят операции по оплате маркетинговых услуг, будут серьезные проблемы со вступлением в систему страхования вкладов граждан. Правда, для тех, кто делает бизнес исключительно на серых схемах оттока капитала, вклады граждан не очень актуальны, говорит работник крупного банка.

Наталья Неймышева
Василий Кудинов

Источник: Ведомости


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Май 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.