Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Воскресенье, 28 апреля
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Аукционы и налог на запасы обещает правительство нефтяникам в новом Кодексе о недрах

 
Дата: 27/05/2004
Версия для печати

Лицензии на разработку месторождений будут распределяться только на аукционах, а в придачу к НДПИ и экспортным пошлинам нефтяники будут платить еще и налог на запасы. Эти нововведения чиновники Минэкономразвития и Минприроды намерены прописать в новом Кодексе о недрах, который будет готов в течение нескольких месяцев. Если с аукционами большинство нефтяных компаний согласны, то еще один лишний налог у них энтузиазма не вызывает. А эксперты прогнозируют, что такие меры лишь заставят компании составлять двойную отчетность: одни цифры – для государства, другие - для инвесторов.

"Конкурсов и СРП не будет"

Нынешнее законодательство о недрах не устраивает никого. Государство считает, что могло бы получать с компаний, ведущих разработку запасов, гораздо больше, чем они платят, а компании сетуют, что конкурсная система, через которую в основном распределяются лицензии, сильно зависит от произвола чиновников. Лицензии часто достаются не тем, кто мог бы вложиться в месторождение, а тем, кто больше заплатил одному принимающему решение чиновнику.

Все это прекрасно известно нынешнему главе Минприроды Юрию Трутневу. Еще когда он был губернатором Пермской области, недропользователи и субъекты Федерации решения по конкурсам ждали от Минприроды месяцами, рассказал министр, и "никому не были понятны критерии, которые применяются при формировании решений". По словам Трутнева, нынешняя конкурсная система не защищает инвесторов: "Лазейки позволяют вне конкурсов предоставлять лицензию на разведку месторождений, а потом эта лицензия также без конкурса трансформируется в лицензию на разработку".

Кодекс о недрах в разных вариантах с 2001 года пытались написать Минприроды, Минэкономразвития, депутаты и комиссия Дмитрия Козака по разграничению полномочий. Но ни один из вариантов до правительства не дошел: министерства так и не смогли договориться, как и кто должен распределять лицензии. В Минприроды долгое время считали, что при раздаче месторождений должны применяться и аукционы, и конкурсы, и соглашения о разделе продукции (СРП). В МЭРТ не имели ничего против СРП и аукционов, однако резко возражали против конкурсов как наиболее коррупционной формы из трех перечисленных. С назначением главой Минприроды Юрия Трутнева разногласия между Минприроды и Минэкономразвития, кажется, сошли на нет. "В новом кодексе будут только аукционы, - объявил вчера Трутнев. - Конкурсов и СРП не будет". Правда, после такого заявления министр сделал внушительную паузу и добавил: "Почти не будет".

Отзыв лицензии - через суд

Распределение лицензий только через аукционы - не единственная антикоррупционная статья в новом кодексе. Сейчас от чиновника зависит не только выдача лицензии, но также и ее отзыв. Реально Минприроды делает это редко, но формальным поводом для отзыва может быть все что угодно (например, требование к ЮКОСу в трехмесячный срок озеленить тундру). Чтобы решение об отзыве не принимал "вставший с левой ноги чиновник" (по словам главы Минэкономразвития Германа Грефа), министр пообещал в новом кодексе задействовать систему отзыва лицензий, которая принята в США. По словам эксперта Бюро по управлению землями МВД США Кермита Визерби, правительство США может расторгнуть договор с компанией как в судебном, так и во внесудебном порядке. Но во внесудебном порядке это делается только в двух случаях: если компания, выразившая желание разрабатывать месторождение, его не разрабатывает (на участке нет скважин) или если она недоплачивает арендную плату за участок или вносит ее не вовремя. Во всех остальных случаях (в основном при нарушении экологического законодательства, как в случае с озеленением тундры) желающие отозвать лицензию чиновники отправляются в суд.

Впрочем, один из чиновников Минэкономразвития пояснил Газете, что он вообще против того, чтобы отзыв происходил во внесудебном порядке. "Любое внесудебное разбирательство - это коррупция. А у нас тут не Америка", - пояснил он.

Плата за запасы

Третьим нововведением кодекса, по всей видимости, станет налогообложение запасов. Эту идею еще в конце прошлого года категорически отвергал премьер Михаил Касьянов, но в нынешнем правительстве думают иначе. "Сегодняшняя модель, когда НДПИ и экспортная пошлина являются основными инструментами налогообложения, не оптимальна. Если мы хотим, чтобы компании больше использовали запасы, а не держали их на балансе, нужно их стимулировать, заставлять платить не только с тонны добычи, но и с тонны запаса", - заявил Юрий Трутнев.

Как пояснил Газете источник в МПР, фактически за счет дополнительного налога чиновники пытаются исправить ошибки нынешней системы распределения лицензий. Большинство месторождений, пояснили в МПР (в основном мелких и средних, но и некоторые крупные тоже), были розданы еще в начале 90-х годов без конкурсов. Теперь же крупные компании "сидят на запасах", за счет которых повышают капитализацию, а более мелкие структуры готовы вкладывать средства в разработку, но не имеют доступа к ресурсам.

СПРАВКА: Запасы компаний

ЛУКОЙЛ: доказанные запасы сырья - 20,056 млрд. баррелей нефтяного эквивалента, в том числе нефти - 15,977 млрд. баррелей, газа - 24,473 трлн. кубических футов.

ЮКОС: доказанные запасы сырья по методологии Общества инженеров-нефтяников (SPE) - 16 млрд. баррелей нефтяного эквивалента, по методологии американской Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) - 13 млрд. баррелей нефтяного эквивалента.

ТНК-ВР: доказанные запасы нефти - 9,488 млрд. баррелей.

"Сибнефть": по методологии SPE доказанные запасы нефти - 4,575 млрд. баррелей, газа - 860 млрд. кубических футов.

"Роснефть": суммарные извлекаемые запасы по категориям АВС1+С2 составляют 1,4 млрд. тонн нефти и конденсата, 4,3 трлн. кубометров газа, по данным аудита компании DeGolyer&MacNaughton.

"Сургутнефтегаз": извлекаемые запасы нефти и газа составляют около 2,5 млрд. тонн нефтяного эквивалента.

Конец справки

У самих нефтяников, по понятным причинам, идея дополнительного налога энтузиазма не вызывает. "Стоимостная оценка запасов зависит от конъюнктуры цен на рынках и колеблется вместе с конъюнктурой. Поэтому использование малодостоверных и динамично изменяющихся стоимостных оценок запасов даже для целей бухучета, а уж тем более налогообложения, практически невозможно", - говорится в официальном отзыве ЛУКОЙЛа на предыдущий законопроект на эту тему.

А аналитик ИК "Велес Капитал" Михаил Зак заявил Газете, что в ответ на введение нового налога компании будут не столько избавляться от своих запасов, сколько их "пересчитывать". По его словам, может сложиться ситуация, при которой в отчетности для госорганов будут фигурировать одни показатели (то есть компании будут показывать больше, чем они разрабатывают), а для инвесторов - другие. Ведь инвесторам не важно, разрабатываются запасы или нет, главное, что они есть, отмечает аналитик.

Светлана Бороздина, Людмила Романова, Николай Макеев
Источник: Газета (Москва)


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Апрель 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.