Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Пятница, 03 мая
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Налоговая оптимизация на грани фола. KPMG продала свою рискованную схему 29 компаниям, которые сэкономили $1,7 млрд

 
Дата: 17/06/2004
Версия для печати

Среди почти 30 клиентов аудиторской фирмы KPMG, рискнувших воспользоваться агрессивной схемой оптимизации налогов, оказались ряд ведущих американских компаний. Схема, которую Налоговое управление США в прошлом году сочло недобросовестной, позволила им сэкономить в общей сложности $1,7 млрд.

Американские компании практически перестали платить налоги на прибыль. Проведенный управлением общей бюджетной отчетности Конгресса анализ выплат компаний за 1996-2000 гг. показал, что в 1996 г. налог на прибыль не платили 60% предприятий, а в 2000 г. уже 63%, а у пятой части компаний эффективная ставка налога была меньше 5%.

Это во многом было делом рук ведущих аудиторских фирм, которые в конце 1990-х гг. активно предлагали корпоративным и богатым индивидуальным клиентам схемы налоговой оптимизации, многие из которых балансировали на грани законности. Это даже отражалось в названиях схем или работавших над ними отделов. В Deloitte & Touche группа разработчиков сложных схем по снижению налогообложения компаний неофициально называлась “Хищник”. А в KPMG некоторые из таких групп носили названия шекспировских пьес: “Отелло” и “Буря”.

В 2003 г. Налоговое управление (IRS) США обязало консультантов раскрывать все схемы налоговой оптимизации, которые они продают клиентам. Против американского подразделения KPMG, наиболее активно продвигавшего налоговые схемы, был подан иск, сейчас дело рассматривает жюри присяжных в суде Манхэттена. Одну из продававшихся KPMG схем под названием “Стратегия ускоренного списания оспариваемой задолженности” (CLAS) IRS в ноябре 2003 г. признало недобросовестной попыткой минимизации налогов.

CLAS позволяла компаниям уменьшать налогооблагаемую базу на суммы возможных возмещений по искам, причем еще на стадии слушания дела в суде — т. е. когда решения по ним еще не были приняты. В документе KPMG от 1999 г. говорится, что оптимальный клиент для CLAS — крупная компания, которой грозит выплата по искам на сумму не менее $150 млн. Обычно сотрудники KPMG рассказывали о CLAS финансовому директору компании или вице-президенту, отвечающему за налоги. В презентации 2000 г. CLAS называется “агрессивной стратегией”; своим партнерам и менеджерам KPMG советует предлагать ее компаниям, “ранее уже пользовавшимся рискованными стратегиями”.

“Любой покупатель подобной схемы осознает, что она несет в себе существенные риски, — говорит профессор Стэнфордского университета Джозеф Бэнкман, специализирующийся на налоговом праве. — Это классический пример, когда ты получаешь все или ничего”.

Однако имена компаний, пользовавшихся ею, до сих пор держались в секрете. Репортерам газеты The Wall Street Journal удалось ознакомиться с некоторыми документами KPMG.

Оказалось, что с 1999 по 2001 г. CLAS воспользовались 29 компаний, которые сэкономили в общей сложности $1,7 млрд. Среди них — авиакомпания Delta Air Lines, производитель бытовой техники Whirlpool, телекоммуникационная компания WorldCom, крупнейший оператор радиостанций США Clear Channel Communications, второй по величине оператор больниц Tenet Healthcare, американское подразделение британской фармацевтической компании AstraZeneca. Кроме того, телекоммуникационные компании Qwest Communications и Global Crossing, банк Washington Mutual, американские подразделения Cemex и Siemens подписали соглашение об использовании этой схемы. Однако эти компании не говорят, стали они ее в итоге использовать или нет. Сама KPMG, по информации ее бывших партнеров, заработала на продаже CLAS $20 млн.

Объявив схему недобросовестной, IRS потребовала от воспользовавшихся ею фирм предоставлять управлению больше информации; им также могут грозить штрафы. Некоторые компании уже пошли на мировую с IRS, отказавшись от этой схемы. Другие продолжают вести переговоры. На сегодня нет информации о том, что власти предъявили или планируют предъявить уголовные обвинения компаниям, использовавшим CLAS.

Критики не первый год заявляют, что, продавая клиенту налоговые схемы, аудиторские компании ставят под вопрос свою объективность при проведении аудита этого клиента. Представитель KPMG Томас Фитцжеральд заявил, что “фирма предоставляет налоговые услуги клиентам, аудит которых она проводит, в соответствии с требованиями Комиссии по ценным бумагам и биржам о независимости аудиторов, а также всеми профессиональными и регулирующими нормами”. (Использованы материалы WSJ.)

Михаил Оверченко
Источник: Ведомости


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Май 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.