Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Воскресенье, 05 мая
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Мягкое вхождение в свободный рынок. Такую схему либерализации цен выдвинул "Газпром" на сегодняшнем этапе

 
Дата: 14/06/2005
Версия для печати

О новом плане по либерализации цен на природный газ заявил вчера заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Рязанов. Инициатива газового монополиста предусматривает плавный переход к свободным ценам при сохранении регулируемых цен для ЖКХ и населения. Новый "ход" "Газпрома" обсуждался 9 июня на "круглом столе" "Синхронизация реформ естественных монополий и тарифное регулирование", прошедшем в рамках IХ Петербургского международного экономического форума. Прежде всего участники обсуждения отметили опасное расхождение во времени реформ электроэнергетики и газовой сферы. Если, судя по планам реструктуризации РАО "ЕЭС России", уже к 2008 году вся электроэнергия будет продаваться на свободном рынке, а уже сейчас от 5 до 15 процентов ее объемов реализуется на рыночных принципах, то газовая отрасль находится на "предреформенной стадии".

Если же вписать ситуацию в общий экономический контекст, то это означает, что налицо нарастающий перекос во взаимоотношениях двух ключевых отраслей. А это, в свою очередь, может препятствовать достижению заявленных государством темпов экономического роста. Так, аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын поставил под сомнение правомерность нынешней практики экспорта электроэнергии, произведенной в России: "Она продается за рубеж по мировым ценам, в то время как вырабатывается на природном газе, поставляемом по директивным, установленным государством, ценам". Известно, к примеру, что Северо-Западная ТЭЦ имеет прямую линию на Финляндию.

Александр Рязанов дополнил тему и другой иллюстрацией. Почти 90 процентов российских удобрений экспортируется, причем мировая конъюнктура весьма благоприятна уже длительное время. Сырьем же для их производства является природный газ. В результате, по подсчетам экспертов, "Газпром" за счет низких внутренних цен на газ фактически дотирует отечественную экономику на сумму 112 миллиардов рублей в год. Причем 65 миллиардов рублей приходится на промышленные предприятия.

Однако эта практика, похоже, начинает себя изживать. Построить полноценный рынок в одной отрасли без соответствующих преобразований в смежных отраслях становится невозможно. А "волевое" отдаление реформы газовой сферы лишь усугубит проблемы, тем более что Россия уже в следующем году добровольно принимает правила игры, обязательные для стран – членов ВТО. Между тем до сих пор не определена даже концепция стратегического развития газовой отрасли. Высокие мировые цены на газ пока, бесспорно, держат ситуацию, но никак не снимают с повестки дня реформирование. В этих условиях нашумевшие инициативы "Газпрома" по выстраиванию свободного рынка газа были восприняты прежде всего как попытка поиска конструктивной идеи движения вперед. Прозвучавшее несколько месяцев назад его предложение о начале со второй половины 2005 года торгов газом на независимой биржевой площадке получило, как все помнят, весьма неоднозначные оценки. Спектр комментариев был многоцветен: от представления этой инициативы как попытки усилить позиции монополиста до сомнений в ее действенности.

По прошествии короткого времени страсти улеглись. Вчера заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин сказал, что его ведомство готово поддержать идею "Газпрома" при условии, что "будет ясное понимание, как мы сможем обеспечить защиту населения в случае запуска биржевого механизма". Но одновременно правы и те эксперты, которые указывали, что такие "верхушечные меры" без преобразований в самом газовом монополисте рискуют оказаться лишь демонстрацией активности. Частично ответ на эти претензии дал вчера заместитель Миллера Александр Рязанов. Как он сообщил, на сегодняшний день продолжается структурная перестройка компании. Из "Газпрома" выделены 9 дочерних добывающих компаний и 17 транспортных, из основного производства выводятся сервисные предприятия. Из этого перечня видно, что реформа газовой монополии идет полным ходом. Однако по-прежнему "Газпром" продолжает удерживать доминирующие позиции на внутрироссийском рынке, а также контролирует доступ к "трубе".

Причина, разумеется, не в отсутствии доброй воли, а в исчерпании внутренних ресурсов для изменения ситуации. Государство пока не сказало своего слова, а "Энергетическая стратегия России на период до 2020 года" устанавливает лишь плановые показатели роста цен на газ. С учетом укрепления рубля и девальвации доллара в последние годы даже заявленный уровень цен на газ - 64 доллара в 2010 году - может оказаться недостаточным для освоения новых месторождений на Крайнем Севере и востоке страны, а повторение металлургами прошлогоднего рекорда по росту цен на металлоконструкции может и вовсе поставить крест на долгосрочной программе развития газовой отрасли. Именно в связи с этим заместитель главы Федеральной службы по тарифам Евгений Яркин заявил: "Выбытие основных фондов в отрасли идет все более быстрыми темпами, а поскольку пока нет перспективных планов развития, нельзя говорить о настоящей тарифной политике".

Выдвинутая вчера новая инициатива "Газпрома" вновь привлекла внимание к теме экономически обоснованного тарифообразования в газовой отрасли. Она предполагает разные подходы к трем группам потребителей газа. Согласно идее, выработанной в недрах компании, с 2006 года все новые потребители будут покупать газ на свободном рынке. Предприятия ЖКХ и население будут платить за газ по нынешним, директивно утверждаемым Федеральной службой по тарифам, ценам. Причем как минимум до 2010 года, а судя по всему - и в дальнейшем. А вот коммерческие потребители станут год от года увеличивать долю газа, которую они закупают на свободном рынке, и к тому же к рубежному 2010 году эта доля будет равна 100 процентам.

Такой механизм, несомненно, вызовет дискуссии. Уже сейчас ясно, что такая форма ликвидации перекрестного субсидирования может ударить по проблемным отраслям экономики, а также породить немалые социальные риски. Но, как отмечается в рекомендациях вчерашнего "круглого стола" с участием депутатов обеих палат Федерального Собрания, "отсутствие рынка газа является сдерживающим фактором для развития электроэнергетики, а проблема перекрестного субсидирования касается всех естественных монополий: устранение его в одной отрасли повлечет за собой ценовые перекосы в технологически связанных с ней отраслях".

Очевидный в этом свете вывод о том, что "успешное осуществление реформ возможно только при условии синхронизации действий реформаторов", участники слушаний дополнили еще одним, и очень обязывающим. Он состоит в том, что риски негативных социальных последствий должно принять на себя государство "посредством введения системы адресного субсидирования и социальных норм потребления". А до этого весь негатив должен быть равномерно распределен между всеми игроками рынка.

Игорь Велетминский
Источник: Российская газета


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Май 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.