Налоговики признали недостачу
|
|
Дата: 21/04/2006 |
| |
Придуман еще один не имеющий аналогов в истории способ решения налоговых проблем. Вчера рано утром с территории московской налоговой инспекции №8 был похищен железнодорожный контейнер с документами, которые составляют налоговую тайну. По неподтвержденной информации, в контейнере хранились регистрационные материалы компаний, состоявших на налоговом учете в Центральном округе столицы. Все опрошенные "Бизнесом" эксперты уверены, что документы были украдены с одной целью - уничтожить возможные улики по налоговым нарушениям. По куда более худшему сценарию будут развиваться события для фирм, копии правоустанавливающих документов которых могут оказаться на черном рынке. Уже в ближайшее время такие компании могут оказаться под прицелом рейдеров и столкнуться с шантажом со стороны злоумышленников.
Контейнер с архивными материалами находился на территории ИФНС №8 на Большой Спасской улице. Злоумышленники похитили его, погрузив с помощью подъемного крана на грузовую машину, сообщил источник в правоохранительных органах. "Вроде бы свидетелей этому нет",- добавили в управлении Федеральной налоговой службы по Москве. Как рассказали "Бизнесу" в УФНС, сотрудники инспекции обнаружили пропажу контейнера с архивными материалами рано утром.
В 8 часов 10 минут они сообщили об этом в милицию. Однако в УВД Центрального округа Москвы рассказали, что из инспекции заявление поступило в 13 часов 40 минут. И уже после 14 часов было возбуждено уголовное дело по ст. 158 ("кража"). Ни в налоговой службе, ни в УВД "Бизнесу" не смогли сказать, какие именно документы находились в контейнере. "Там были "отработанные" дела налогоплательщиков",- сообщили в УВД ЦАО, отказавшись давать более подробную информацию. "Что там было - предмет расследования",- сказали в УФНС по Москве.
Также неясно, что делал контейнер на территории ИФНС. "Он просто там стоял",- предположил сотрудник УФНС, добавив, что, возможно, контейнер был приготовлен для дальнейшей транспортировки.
Правда, куда должен был отправиться злосчастный контейнер, в УФНС сказать не смогли.
Все эксперты "Бизнеса" сходятся во мнении, что информациябыла украдена по заказу компаний, которые хотели таким образом уничтожить "проблемные" документы. "Таким образом могли уничтожить информацию о фирмах-однодневках",- предполагает адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев. Однако в контейнере могли храниться документы по текущим налоговым проверкам.
"Иначе какой смысл их красть? Архивные документы, по большому счету, никому не нужны",- считает Воробьев.
Возможно, что в контейнере хранились налоговые декларации, по которым впоследствии могли быть проведены повторные проверки, рассуждает управляющий партнер компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов. "Не исключено, что в контейнере были налоговые декларации или оригиналы документов, связанных с проверками. В таком случае проверить правильность уплаты налогов сотрудникам инспекции будет крайне сложно",- соглашается директор налогового департамента ЗАО "Правовые консультации" Дмитрий Костальгин. "Уничтожив налоговую декларацию, которая хранилась в инспекции, можно "отредактировать" декларацию, хранящуюся в компании, и подать ее заново",- добавляет Юрий Добронравов.
Стоит отметить, что середине дня о пропаже ценных документов знали практически все московские юристы. "Я думал, что знаю все "сюрпризы" налоговых органов. Оказывается, я ошибался,- иронизирует один из юристов,- однако предпринимателям, чьи правоустанавливающие документы могут попасть в руки злоумышленников, будет не до смеха". По его мнению, такие фирмы рискуют столкнуться с проблемой захвата бизнеса или шантажа.
Экспертов поражает сам факт хранения документов подобным образом. "Впервые слышу, чтобы документы хранились в каких-то контейнерах. Правда, в некоторых инспекциях документы лежат просто в коридоре,- возмущается Воробьев.- В наших инспекциях не умеют хранить налоговую тайну". Возможно, что информация, содержащаяся в этих документах, в скором времени может быть продана на черном рынке, добавляет Дмитрий Костальгин.
Как бы то ни было, пропажа огромного количества документов (минимальный объем железнодорожного контейнера - 10 кубометров) принесет массу проблем как налоговикам, так и предпринимателям.
"Восстанавливать документы придется при помощи налогоплательщиков - правда, предприниматели не обязаны повторно предоставлять в инспекцию копии украденных бумаг,- считает Юрий Воробьев.- Однако налоговики могут затребовать копии похищенных документов при проведении плановых проверок". А руководство налоговой инспекции обязательно получит выговор или другое административное взыскание, добавляет юрист.
Как пропадали документы
«Проблемные» документы пропадают или уничтожаются практически каждый год. Так, в октябре 2001 года в ходе проверки окружной прокуратуры Екатеринбурга выявлена пропажа 180 уголовных дел из Чкаловского РОВД. Скорее всего, они были уничтожены. 27 ноября 2002 года в Барнауле возник пожар в здании налоговой инспекции Центрального района.
Огонь уничтожил большую часть архивной документации.
В 2003 году в Саратовской области было возбуждено уголовное дело по факту исчезновения большого количества дел уголовной направленности. 3 марта 2004 года в здании Московского арбитражного суда на Новой Басманной улице произошел пожар, в результате которого серьезно пострадала документация по делам о банкротстве.
Алексей Савкин
Источник: Бизнес