Банкформирования
|
|
Источник: Профиль №24 Автор: Александр Зарщиков Ньюсмейкер от РБС: Горелов М.Г. - бизнес-директор ЗАО "АКГ "РБС" Дата: 26/06/2006 |
| |
Отечественные кредитные организации все охотнее кучкуются, вернее, собираются в группы. Причины этой тенденции понятны: лучше объединиться в союз сейчас, тем самым получив конкурентное преимущество, чем впоследствии безвольно сдаться на милость иностранцев или доморощенных финансовых гигантов.
За последние два-три года российский банковский ландшафт изменился:
финансовые институты пытаются занять побольше места под нежарким
российским солнцем за счет объединения в группы. Со временем
интенсивность этого процесса будет только увеличиваться. Что вполне
понятно: страна на пороге вступления в ВТО, так что у небольших банков
выбор невелик — продажа или слияние с русскими либо иностранными
крупными игроками. Банкиры понимают: объединяться нужно сейчас, пока в
воздухе только пахнет нарастающей конкуренцией со стороны международных
акул капитализма.
Вот и приобретают банкиры новые кредитные организации и группируют
их в целые банкформирования. Сейчас на рынке насчитывается порядка 150
таких объединений. По словам члена правления банка «Зенит», начальника
департамента банковской сети Владимира Паданина, основные тенденции в
такого типа консолидациях — создание универсальных межрегиональных или
федеральных банковских групп с детальной продуктовой и технологической
интеграцией, а также единым центром принятия стратегических решений на
базе головного банка. «Консолидация в рамках банковских групп
направлена в первую очередь на усиление конкурентоспособности
банков—участников групп путем внедрения новых технологий, расширения
продуктовых линеек и больших возможностей по финансированию клиентов»,
— добавляет Паданин. «При формировании группы у банков появляется
больше возможностей по управлению издержками и ликвидностью,
расширяется круг клиентов за счет объединения клиентских баз. В случае
локальных кризисов участник группы может рассчитывать на помощь
«коллег», то есть он имеет больший запас устойчивости», — соглашается
ведущий эксперт отдела банковских рейтингов рейтингового агентства
«Эксперт» Алена Мурзина.
Кружки по интересам
Объединяясь в группы, банки не теряют своей самостоятельности и, как
правило, отличаются друг от друга либо специализацией, либо охватом
территории. Чаще всего федеральные кредитные организации для вхождения
в привлекательные для работы регионы приобретают сильные банки на
местах и затем выстраивают вертикально ориентированную систему
управления. «В этом случае головной банк получает работающий бизнес в
регионе (процедура создания сильного филиала может обойтись в ту же
цену, что и покупка регионального банка, но может занять от полугода до
двух лет), а дочерний банк соответственно при сохранении определенной
доли самостоятельности получает поддержку ликвидности, расширенный
продуктовый ряд, увеличение лимитов кредитования региональных заемщиков
(в том числе в рамках синдицированного кредитования)», — поясняет
Паданин. Среди наиболее ярких примеров формирования региональной
паутины — группа Конверсбанка, активы которой простираются от столицы
до Екатеринбурга (Гранкомбанк и «Гран») и Красноярска (банк «Енисей»).
А также группа Сибакадембанка, кредитные организации которой
расположены от Москвы (Эталонбанк, Желдорбанк и Межторгбанк) до
Благовещенска (Дальвнешторгбанк) и Екатеринбурга (Уралвнешторгбанк) с
центром в Новосибирске (Сибакадембанк).
Еще один пример регионального формирования — группа Пробизнесбанка,
правда, в этом случае говорить приходится о партнерстве, а не о строгом
диктате со стороны столичной структуры. «Входящие в группу банки
(московский Пробизнесбанк, екатеринбургский ВУЗ-банк и саратовский
«Экспресс-Волга», вполне самодостаточны, — уверен бизнес-директор по
рынку кредитных организаций аудиторско-консультационной группы
«Развитие бизнес-систем» Максим Горелов. — Их слияние под единым
брендом с большой долей вероятности не даст синергетического эффекта,
поскольку позиции Пробизнесбанка в Москве и на федеральном уровне не
так сильны, как у ВУЗ-банка и «Экспресс-Волги» в их регионах —
Екатеринбурге и Поволжье соответственно». По словам экспертов, слияние
для банков, входящих в группу, может иметь смысл только при раскрутке
бренда Life на федеральном уровне — он был запущен Пробизнесбанком для
развития розницы, но его продвижение в регионы потребует солидных
финансовых вливаний.
Каждому — по нише
Однако групп, сформированных исключительно по принципу
географического распределения сил, становится все меньше. «Сейчас
группы нередко меняют конфигурацию, формируясь не по региональному
признаку, а по отраслевому, — считает гендиректор «Интерфакс-ЦЭА»
Михаил Матовников. — Банки просто разделяют свой бизнес на отдельные
части». Именно по такому принципу действует большинство структур,
мечтающих о диверсификации бизнеса, но на базе отдельных юрлиц. В свое
время Внешторгбанк с сильным корпоративным блоком купил розничный
Гута-банк (переименованный впоследствии в «ВТБ 24»), универсальный банк
«Зенит» приобрел татарский «Девон-кредит» с хорошо поставленной
розницей, а Международный промышленный банк выделил свой ритейл в
отдельный банк — «Межпромбанк Плюс». Часть игроков идет дальше и
разделяет банки даже по отдельным продуктам розничного бизнеса.
Например, французская группа Societe Generale, уже имеющая в России
универсальную «дочку» «Банк Сосьете Женераль Восток», решила разбить
ритейл по трем специально купленным для этих целей банкам. «Русфинанс»
(бывший Промэк-Банк) специализируется на предоставлении потребительских
и автокредитов, «ДельтаКредит» — на ипотеке, Столичное кредитное
товарищество (работает под брендом «Столичный экспресс-банк») — на
выдаче нецелевых и товарных кредитов. По такому же принципу пошел и
Собинбанк — принадлежащий ему Русский ипотечный банк специализируется
на ипотеке, а банк «Финсервис» — на услуге Instore banking (см.
интервью на с. 67). Вряд ли эти группы ждет слияние в одну крупную
структуру — фрагментация бизнеса в последнее время становится
популярным путем развития кредитных организаций. «Специализация
дочернего банка на одном сегменте увеличивает риски, связанные с
сегментом, в котором он работает, однако головной банк не несет на
своем балансе указанных рисков, получая прибыль в целом по группе во
всех сегментах рынка в которых работает группа», — аргументирует такой
подход Паданин.
Сливайтесь и присоединяйтесь
Другое дело — формирование группы из банков, схожих по сфере
деятельности и к тому же базирующихся в одном регионе. В этом случае
оставлять кредитным организациям самостоятельность нет смысла. Куда
эффективнее их слияние в форме присоединения к более сильному игроку.
Тогда удастся повысить капитализацию банка (что немаловажно, если
владельцы группы пожелают продать свой бизнес или впустить стороннего
инвестора), улучшить экономические показатели за счет минимизации
издержек и консолидировать прибыль. По такому пути, например, пошли
банки «УралСиб», «Автобанк-НИКойл», «ИБГ НИКойл», Брянский народный
банк и Кузбассугольбанк, слившиеся под единым, наиболее сильным брендом
«УралСиб», и Росбанк, поглотивший Группу О.В.К..Не так давно, как
известно, владельцам Росбанка удалось выгодно продать 10% акций все той
же французской группе Societe Generale, так что консолидация бизнеса
уже дала свои результаты. Сливаться, скорее всего, придется и банкам,
входящим в группу ВЕФК (в ее составе Уральский трастовый банк,
Инкасбанк, «МДМ-Банк Санкт-Петербург», Петро-аэро-банк, Рускобанк и
Выборг-Банк). По крайней мере тем, которые расположены в
Санкт-Петербурге и практически не отличаются направленностью бизнеса —
речь идет об Инкасбанке, «МДМ-Банке СПб», Петро-аэро-банке, Рускобанке.
При этом «МДМ-Банк СПб», скорее всего, станет ядром объединяющейся
группы (она получит общий бренд ВЕФК), поскольку по размеру активов и
капиталу превосходит три других банка. Оставшиеся организации останутся
нетронутыми. В будущем их можно будет использовать для обмена активами
в интересах развития бизнеса — по принципу «меняю банк в Екатеринбурге
на банк в Новосибирске».
В некоторых случаях, когда речь идет о крупных федеральных сетях с
имперскими амбициями, правильнее говорить не о слиянии, а о
трансформации региональных банков в филиалы. Возможно, ВТБ
переориентирует на филиалы свои «дочки» — Новосибирсквнешторгбанк,
банки «Поволжский» (Ульяновск) и «Забайкальский» (Чита). А Альфа-банк
(ему принадлежат «Альфа-банк Казань» и «Альфа-банк Башкортостан») на
это толкнули, скорее, не экономические, а политические причины —
желание защитить «дочки» от конкуренции с местными банками, за которыми
стоят правительства этих республик.
Есть примеры и совершенно противоположного процесса — открыв
филиалы, головной банк избавляется от «дочек». По такому принципу пошел
«ГЛОБЭКС» (в его группу входили тольяттинский Автовазбанк,
новосибирский «Росинбанк-Сибирь» и ростовский «Южный регион»),
ликвидировавший группу в конце мая. По словам аналитиков, у данного
образования было не так много перспектив на рынке, пока «ГЛОБЭКС» по
числу филиалов и отделений, по капиталу и по репутации был гораздо
мощнее региональных банков в Новосибирске и Ростове-на-Дону — их
присутствие в группе могло сдерживать развитие «ГЛОБЭКСа». «В
результате собственниками было принято решение о продаже долей
Автовазбанка и банка «Южный регион», в середине июня «ГЛОБЭКС» открыл
филиал в Новосибирске», — рассказывает старший вице-президент
«ГЛОБЭКСа» Сергей Снежков.
Основной тенденцией рынка на ближайшие три года станет процесс
упорядочивания структур банковских групп, уверены эксперты. Кому-то из
членов сообщества придется сменить вывеску, кому-то — сферу
деятельности, а кто-то лишится самостоятельности. Пока этому мешают
законодательные сложности. Однако уже в текущем году ЦБ планирует
упростить процедуру банковских слияний — в частности, отменить
требование сообщать индивидуально каждому кредитору о готовящейся
сделке. Это может подхлестнуть процесс слияний, особенно в преддверии
ожидаемого передела рынка. Ведь лозунга «Наша сила — в единении» еще
никто не отменял.