Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Четверг, 16 мая
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

«АвтоВАЗ» перейдет на импорт. Руководство предприятия поддерживает снижение пошлин на импортные автокомпоненты

 
Источник: RBC-Daily
Автор: Алексей Виноградов
Ньюсмейкер от РБС: Либеров А.А. - бизнес-директор ЗАО "АКГ "РБС"
Дата: 18/01/2006
Версия для печати

ОАО «АвтоВАЗ» поддерживает постановление правительства о снижении пошлин на автокомпоненты, ввозимые для промышленной сборки. С таким заявлением выступил новый вице-президент по техническому развитию предприятия Максим Нагайцев. По его словам, постановление «имеет экономическую целесообразность», так как многие компоненты топливной системы и систем безопасности в РФ просто не производят и их все равно приходится закупать за рубежом. Кроме того, решение правительства «послужит стимулом для отечественных производителей автокомпонентов внедрять новые технологии и развивать производство конкурентоспособной продукции». Выступление г-на Нагайцева прозвучало в некотором смысле неожиданно. Еще в прошлом году представители «АвтоВАЗа» (как, впрочем, и других автопредприятий) довольно критично отзывались о пресловутом постановлении № 166, действие которого ныне фактически продлевается. Напомним, в соответствии с этим документом были снижены или полностью обнулены ввозные пошлины на обширную номенклатуру автокомпонентов – от зеркал и стеклоочистителей до деталей двигателей.

ОАО «АвтоВАЗ» – крупнейшее предприятие российского автомобилестроения, контролирующее свыше 40% отечественного рынка легковых автомобилей. В прошлом году оно выпустило и отгрузило потребителям 717 тыс. автомобилей и 249 тыс. машинокомплектов. Выручка группы «АвтоВАЗ» по МСФО за тот же период достигла 160,5 млрд руб., EBITDA – около 16,9 млрд руб. По отношению к 2003 г. прирост составил 22,8% и 36,9% соответственно. «АвтоВАЗ» имеет перекрестную схему владения: его дочерним структурам (ОАО «АВВА», ЗАО «Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации», ЗАО «ИФК») принадлежат крупные доли в материнской компании. 8,33% голосующих акций владеет ОАО «Внешэкономбанк». Конец минувшего года ознаменовался серьезными переменами в руководстве «АвтоВАЗа», и эти изменения продолжаются до сих пор. Выступление Максима Нагайцева звучит в том же ключе, считают эксперты.

«Это долго вызревавшее решение, которое было ускорено переменами на «АвтоВАЗе», – считает эксперт компании «АксионБКГ» Владимир Скопцов. – Современный автомобиль невозможен без ставших общепринятыми опций: кондиционера, подушки безопасности и т. д. В России традиционно этот сектор производства неразвит, а инвестиции в него для нашего автопрома практически неподъемны. При этом даже наш покупатель становится более притязательным, что говорить про зарубежные рынки, где новая российская продукция сталкивается с серьезными проблемами (из-за несоответствия стандартам систем безопасности в первую очередь). Вступление России в ВТО только увеличит эти проблемы, и понимание соответствующих перспектив было продемонстрировано новым руководством "АвтоВАЗа"».

Прошлогоднее постановление, как известно, лоббировалось ОАО «Северсталь-Авто» которое активнее других намеревалось использовать импортные комплектующие в своей продукции. После принятия постановления «иномарочники» выиграли, «АвтоВАЗ» же из-за особенностей налоговой политики фактически ставился с ними в неравное положение. В качестве компенсационной меры прежнее руководство предприятия вместе с администрацией Самарской области предложило правительству предоставить Тольятти статус ОЭЗ. Как подтвердили RBC daily в пресс-службе «АвтоВАЗа», до сих пор никакого официального решения на этот счет не было. Поэтому, как считают эксперты, «АвтоВАЗ» вынужден подстраиваться под существующую правительственную политику, как, впрочем, и под потребителя.

«"АвтоВАЗ" в итоге пришел к выводу о необходимости диверсификации линейки продукции, – говорит бизнес-директор компании «Развитие бизнес-систем» Александр Либеров, – и того, что требования рынка по использованию современных тормозных систем, впрыска топлива, кондиционера, бортового компьютера и т. д. вплоть до стекла невозможно удовлетворить в настоящее время за счет сугубо «родной» продукции. При этом вопрос цены не является столь принципиальным – во-первых, насколько известно, изучается вопрос об использовании в машинах «АвтоВАЗа» сравнительно качественных и притом недорогих китайских комплектующих (например, кондиционеров), во-вторых, тезис о непомерной дороговизне европейских комплектующих скорее мифологичен. Во всяком случае, снижение или обнуление пошлин на эти импортные изделия способно будет привести повышение общей стоимости автомобиля если не к нулю, то к вполне приемлемому минимуму».

«Чем больше доля импортных комплектующих в автомобиле, тем более выгодно это для производителя после вступления в силу данного постановления, – считает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. – Доля импорта в нынешней продукции «АвтоВАЗа» невелика, поэтому экономия также будет небольшой. Постановление может позволить компании выбирать между отечественными и импортными поставщиками комплектующих, безусловно, с учетом лучшего соотношения цена-качество. Что касается цены автомобиля, то ее диктует рынок».

При этом само постановление об импортных автокомпонентах до сих пор воспринимается неоднозначно. Факт того, что после него Toyota, а затем VW заявили о «приходе в Россию», сам по себе вроде бы неплох, но окончательные оценки можно будет делать после того, как российские «японки» и «немки» выйдут с конвейера и выяснится, сколько в них реально российского. «Правительственное постановление, облегчающее переход предприятий на использование импортных комплектующих, можно было бы только приветствовать, – говорит Владимир Скопцов. – Если бы не вопрос – не будет ли с водой выплеснут и ребенок? То есть не убьет ли реализация этого постановления те российские производства, которые еще справляются со своими обязанностями. Пока точного ответа на него нет».





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.